ГАЗ – это название модельного ряда автомобилей российского автомобильного концерна с одноимённым названием – Горьковский автомобильный завод. Завод находится в России, в Нижнем Новгороде. Завод был основан в бывшем СССР в 1932 году.
Первоначально завод назывался – Нижегородский автомобильный завод, и носил имя В. Молотова.
История этого знаменитого автомобильного концерна началась в 1929 году. В мае 1929 с американским автомобильным концерном Ford Motor Company подписали договор о технической помощи СССР по организации производства автомобилей. В основу были выбраны известные автомобили Ford-АА и Ford-A.
В январе 1932 года Нижегородский автомобильный завод начал свою работу. С его конвейера сошёл первый автомобиль – это был грузовик-полуторка (1,5 тонный) НАЗ-АА.
В 1933 году Нижний Новгород переименовали в честь писателя А. М. Горького, Нижегородский автомобильный завод был переименован в Горьковский автомобильный завод, а модель НАЗ-АА – в модель ГАЗ-АА.
В декабре 1932 года на заводе начался выпуск первой легковой модели – ГАЗ-А. Автомобиль имел открытый 5-местный кузов типа «фаэтон».
Первые модели завода почти полностью копировали их американские прототипы, однако конструкторы уже внесли в них изменения. Рулевые механизмы были усилены, форма радиаторов была изменена.
В 1933 году завод выпустил автобус ГАЗ-03-30, рассчитанный на 17 пассажиров.
В этом же году был выпущен ГАЗ-4 (пикап).
В этом же году был выпущен ещё один легковой автомобиль ГАЗ-6 .
В следующем году начат выпуск 2-тонного грузовика ГАЗ-ААА. Он был трёхосным (6 колёс).
Параллельно с этой моделью в серию идёт грузовик ГАЗ-410 грузоподъёмностью 1,2 тонны.
В 1938 году концерн запускает в серийное производство сразу четыре автомобиля:
— грузовик ГАЗ-ММ;
— грузовик ГАЗ-42;
— грузовик ГАЗ-60;
— ГАЗ-55 (санитарный автомобиль).
В апреле 1935 года завод выпускает свой стотысячный автомобиль. Это была значительная победа советских автомобилестроителей в те времена.
Интересна судьба знаменитой легковушки ГАЗ-М-1, которая в народе имела прозвище «Эмка». В основу конструкции машины лежит американский Ford Model B, выпущенный в 1933 году. «Эмка» пошла в серию в 1936 году. Конструкторы заменили поперечные рессоры на продольные, а двигатель был усилен до 50 л.с.
В последние годы перед Великой Отечественной войной были выпущены ещё четыре модели:
— 1937 год — ГАЗ-М-415 (пикап);
— 1939 год — ГАЗ-11-73 (седан);
— 1940 год — ГАЗ-61-40 (полноприводной фаэтон);
— 1941 год — внедорожник ГАЗ-61-73. Это был первый в мире внедорожник.
Завод не прекратил свою работу и в годы войны.
В августе 1941 года был выпущен армейский командирский автомобиль ГАЗ-64. Это был полноприводной внедорожник.
Не всем известно, что кроме автомобилей концерн выпускал и танки.
В 1936 году завод выпустил плавающий танк Т-38
В 1941 году завод для нужд фронта начал выпускать танк Т-60.
В начале 1942 года завод начал выпуск танка Т-70.
В этом же году в действующую армию начал поставляться бронированный автомобиль БА-64, выпущенный на базе ГАЗ-64.
Кроме того, был запущен в серию ГАЗ-67 – армейский автомобиль повышенной проходимости.
В декабре 1942 года завод начал выпускать танк Т-80.
Одновременно был освоен выпуск САУ-76.
Завод неоднократно подвергался бомбёжкам немецкой авиации. Фашисты были прекрасно осведомлены, какая техника выпускается на Горьковском заводе.
После окончания войны завод снова стал выпускать только автомобили.
В 1946 году с конвейера сошла «Победа» М-20. В том же году начат выпуск грузовика ГАЗ-51 (2,5 тонны).
В 1947 году выпущен гусеничный снегоболотоход ГАЗ-47.
В 1948 году выпущен первый в СССР грузовик ГАЗ-63 с полным приводом.
В 1949 году заводом выпущен первый советский джип ГАЗ-69.
В 1950 году был выпущен элитный автомобиль для партийных и венных начальников — седан ЗИМ,
В 1956 году на свет появляется новое семейство автомобилей – «Волга». Первый автомобиль «Волга» носил марку ГАЗ-21.
В 1958 году для нужд армии был запущен в серию 1,2 тонный грузовик ГАЗ-62.
В 1959 году свет увидела знаменитая «Чайка» — ГАЗ-13.
В период с 1960 по 1970 годы завод начал выпуск автомобилей:
— ГАЗ-53;
— ГАЗ-52;
— ГАЗ-66 (в народе этот автомобиль получил смешное название – «Бобик»);
— ГАЗ-24 «Волга».
В 1971 году концерн был реорганизован и стал называться «АвтоГАЗ».
Наступает эра выпуска дизельных автомобилей.
В 1981 году завод выпустил 10-миллионный автомобиль.
В 1984 году был выпущен первый грузовик ГАЗ-4301с дизельным двигателем.
После развала СССР концерн начал адаптироваться к условиям рыночных отношений и полностью перестроил свою концепцию автомобилестроения.
Первые автомобили, выпущенные уже в России — ГАЗ-4301, ГАЗ-3306 и ГАЗ-3309.
В 1992 году выпущена новая «Волга» — седан ГАЗ-31029.
В 1994 году была выпущена первая «Газель» массой 3,5 тонн. За 11 последующих лет был выпущен миллион «Газелей».
В 1996 году был выпущен первый микроавтобус ГАЗ-32213, который активно стал использоваться в качестве маршрутного такси.
В 1997 году была выпущена новая модифицированная «Волга» — ГАЗ-3110.
В 1997 году на заводе стали собирать легковые автомобили Fiat.
В этом же году в серию пошли внедорожники ГАЗ-2308 «Атаман», ГАЗ-23081 «Атаман Ермак» и ГАЗ-3106 «Атаман-2».
В 2005 году на дорогах страны появляются грузовики ГАЗ-3308 «Садко» и ГАЗ-3310 «Валдай». Также идёт в серию внедорожник ГАЗ-2975 «Тигр».
В 2010 году свет увидел автомобиль «Соболь».
В конце 2010 года на заводе освоена сборка микроавтобусов Mercedes-Benz Sprinter.
В 2011 году освоена сборка автомобилей Volkswagen Jetta, Škoda Yeti и Škoda Octavia.
В 2013 году с конвейера сходит «Газель Next».
Завод награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны.
ГАЗ экспортирует свою продукцию в 30 стран мира. Этот концерн по право можно назвать гордостью российского автомобилестроения.