Эпоха Возрождения наложила отпечаток на озеленительном искусстве всех западноевропейских стран. Не везде, однако, характерные черты сказались в одной и той же степени. Подтверждением могут служить заложенные в этот период сады и рощи Германии и Англии.

Немаловажную роль, бесспорно, сыграли специфические особенности природной среды. Кроме того, проявился, несомненно, и индивидуальный вкус паркостроителей: известно, что любое течение в искусстве воспринимается не в чистом виде, а путем неизбежных трансформаций.

Парки эпохи РенесансаТипичным для немецкой практики озеленения является отсутствие единого стиля. Каждому парку придавался индивидуальный и неповторимый облик. Особенно прославились ренессансные зеленые ассамблеи Гейдельберга и Гельбруна. Оформление первого (1615 г.) принадлежит английскому мастеру Соломону не Гауссу и выполнено по заказу супруги Фридриха V. В прямоугольной композиции нельзя было проследить сколько-либо четкого замысла, единственной связью между многочисленными террасами служили лестницы. Отдельные разобщенные участки не имели между собой ничего общего, а все вместе не вязались с дворцовым зданием. В 1885 г. сад был уничтожен, затем разбит заново, но уже в английском духе.

Тридцатилетняя война сравняла с землей большинство городов Германии, положив конец и возрожденческому паркостроительству. В дальнейшем формирование природной среды диктовалось канонами, утвержденными эпохой Людовика XIV. Феодалы, владевшие как значительными, так и более скромными угодьями, всевозможными средствами старались продемонстрировать, свое превосходство над остальными. Один за другим возникают величественные сады – свидетельства могущества и престижа.

Период барокко остался в истории и своими непревзойденными зелеными шедеврами. В первую очередь заслуживает назвать дворец и сад Герренгаузен близ Ганновере, сооруженные между 1680 и 1698 годами итальянцем Гвирини по указанию герцога Фридриха. Канал отделял лесной массив от прямоугольного паркового участка. Четыре бассейна разграничивали две почти симметричные половины, украшенные двадцатью статуями разных хронологических периодов, изваянными из 43 различных материалов. Нарядные павильоны очерчивали углы партерных прямоугольников, придавая особую торжественность ведущей ко двору Герренгаузен аллее. В 1936-1937 годах парк становится общественным достоянием, причем восстанавливается его первоначальный облик.

К счастью, это не единственный сохранившийся зеленый ансамбль. Тем же периодом датируют пышный Нимфернурбский парк к западу от Мюнхена, небольшой изящный дворец Сан-Суси («Без забот») у Потсдама, Цвингер в Дрездене. Главным достоинством замечательных памятников прошлого является то, что они символизируют вечную и неувядающую прелесть живой природы.

Парки эпохи РенесансаВеяния Ренессанса коснулись и земель, расположенных вдоль Темзы. Наиболее ярко влияние отразилось на парке Хэмптон-корт близ Лондона. Сначала поместье принадлежало кардиналу Уельсейсу, а после его смерти стало достоянием его покровителя Генриха VIII, приумножившего художественную ценность ансамбля. В самых существенных чертах он остался неизменным и до наших дней. Исчезли только фонтаны, и насаждения кустарника заменены травянистым покровом. Англия, в отличие от большинства стран Европы, пожалуй, менее всего поддалась влиянию ренессансного оформительского паркового искусства.

Это тем более интересно, что многие английские естествоиспытатели проявились как сведущие ботаники. Так в 1632 г. в Оксфорде был основан общественный ботанический сад, насчитывавший около 1600 растительных вида. Теоретики садово-паркового искусства выступают за травянистые декоративные посевы, считая художественное оформление крон признаком вырождения. Новые идеи быстро находят многочисленных приверженцев, вытесняя французское влияние. Именно здесь кроется причина того, что в английском пейзаже, созданном стараниями человека, почти нет типичных для ренессанса элементов.

Англия дает начало новому направлению в области паркового искусства. Для него характерны обширные площади с сочной травой, широкие аллеи, тихие уголки для отдыха, т. е. все те предпосылки, из которых впоследствии развился так называемый пейзажный парковый стиль.