ŠKODA

ŠKODA – это модельный ряд автомобилей чешского концерна Škoda Auto. На сегодняшний день компания выпускает легковые  и грузовые автомобили, автобусы, авиационные двигатели и машины для сельского хозяйства. Штаб-квартира компании находится в городе Млада-Болеслав (Чехия).

История фирмы началась в 1895 году, когда два молодых чешских предпринимателя Вацлав Клемент и Вацлав Лаурин решили поставить на велосипед мотор. Доработав немного конструкцию велосипеда, они получили мотоцикл! Laurin&Klement – так называлась фирма предшественник знаменитого концерна Škoda. Через три года мотоцикл был поставлен на конвейер и запущен в серийное производство. Этот байк имел по тем временам сумасшедшую скорость – 40 км/час! Во всяком случае, мотоцикл был способен ехать быстрее скачущей лошади.

Воодушевлённые успехом, Вацлав Клемент и Вацлав Лаурин стали задумываться о разработке собственного автомобиля. И в 1905 году они представили на обзор публике своё первое творение — L&K Voiturette. Эти автомобили собирались в двух комплектациях – они были двухместными и четырёхместными. Первым серьёзным испытанием для этих машин были гонки в австрийском городке Семмеринг. И они одержали там уверенную победу. С этого момента можно уверенно говорить, что в Чехии родилось своё отечественное автомобилестроение.

С этого времени началось развитие фирмы как автомобильного концерна. В Млада-Болеславе в 1907 году был построен первый в Чехии автомобильный завод. Вскоре с конвейера сошла более прогрессивная по тем временам модель автомобиля – Faeton. Успех модели превзошёл все ожидания, и сто автомобилей были заказаны бургомистром Вены в качестве такси. Это была первая серьёзная коммерческая сделка чешской автомобильной фирмы с иностранным партнёром.

Первая мировая война внесла свои коррективы и руководство фирмы переориентировало производство на военный лад. С конвейера стала сходить военная продукция.

После войны в странах, участвовавшей в ней, начался экономический кризис и руководители концерна стали искать более мощных финансовых спонсоров, чтобы удержать производство и расширить его. Этим спонсором оказался крупный промышленный концерн «Шкода-Пльзень». В 1925 году Laurin&Klement вошла в состав «Шкода-Пльзень» и с этого периода начинается история автомобилей Škoda. Марка автомобилей была названа в честь основателя концерна «Шкода-Пльзень» — Эмиля Шкоды.

Первая Škoda – модель Škoda 430 была выпущена в 1929 году. Голова индейца стала фирменным логотипом автомобилей Škoda и не изменилась и в настоящее время.

В период между двумя мировыми войнами молодой концерн динамично развивался, дела корпорации шли в гору.

Вторая мировая война нанесла большой урон финансовому благополучию компании. Чехия была оккупирована гитлеровцами и на автомобильном заводе в Млада-Болеславе стали производить военную технику для нужд вермахта.

После войны в экономике Чехии произошла национализация – страна стала социалистической, завод перешёл в собственность государства. Возобновился выпуск гражданских автомобилей, устойчивый рост и спрос на автомобили наблюдался примерно до середины шестидесятых годов.

В семидесятых годах стала ощущаться нехватка квалифицированного персонала, отечественные, чешские технологии производства автомобилей стали всё более отставать от западных, причём с течением времени этот разрыв увеличивался – страна была недоступной для внедрения передовых западных технологий в производстве, и, в частности, в автомобилестроении.

Ситуация оставалась критической вплоть до конца восьмидесятых годов. И только с падением в Чехословакии коммунистического режима наметились сдвиги в росте производства и внедрении научно-технических новшеств на заводах концерна.

Технологический прорыв был осуществлён с выпуском модели Škoda Favorit, которая стала пользоваться спросом и на рынке других стран Западной Европы. А после падения коммунистического режима руководство компании всерьёз заговорило об западных инвестициях в чешский концерн.

Судьбоносное решение было принято в начале девяностых годов, когда Škoda вошла в состав немецкого автомобильного концерна Volkswagen Group. На заводах была произведена комплексная модернизация производства по ведущим западноевропейским стандартам.

Результатом сотрудничества стал выпуск престижных моделей последних марок, которые наравне конкурируют с автомобилями ведущих мировых автопроизводителей — Škoda Felicia, Skoda Octavia, Škoda Fabia, Skoda Superb.

В настоящее время Skoda является одним из лучших европейских автомобильных концернов, который снискал себе славу благодаря добротным и относительно недорогим по цене автомобилям.

Пришло время рассмотреть и весь модельный ряд концерна. В список не включены концепт-кары и автомобили, не запущенные в серийное производство.

№ п/п

Марка

Год появления модели

1

Voiturette A

1899

2

Faeton

1907

3

Škoda 430

1929

4

Skoda 6 R

1929

5

Škoda Superb 3000

1938

6

Škoda 706 RO

1947

7

Škoda Spartak

1953

8

Škoda 440

1954

9

Škoda 445

1955

10

Škoda 450

1956

11

Škoda 706 RTO

1958

12

Škoda 1202

1961

13

Škoda 1000 MB

1964

14

Škoda 1100 MB

1967

15

Škoda 1203

1968

16

Škoda 100

1969

17

Škoda 110R

1970

18

Škoda 1100 GT

1970

19

Škoda 120S Rallye

1971

20

Škoda S110

1972

21

Škoda S100

1973

22

Škoda 110R Coupé

1973

23

Škoda 105

1976

24

Škoda 105S

1976

25

Škoda 130 RS

1977

26

Škoda 110 L

1979

27

Škoda Garde

1981

28

Škoda 120

1982

29

Škoda 120L

1984

30

Škoda 130

1984

31

Skoda Truck Š706

1984

32

Škoda Forman

1987

33

Škoda Favorit

1987

34

Škoda 135

1987

35

Škoda 125

1988

36

Škoda 136

1988

37

Škoda Felicia

1994

38

Škoda Felicia Combi

1994

39

Škoda Felicia Fun

1994

40

Škoda Felicia VanPlus

1994

41

Škoda Felicia GLI 1.9D

1995

42

Škoda 21Ab

1995

43

Skoda Octavia I

1996

44

Škoda Felicia Face Lift

1998

45

Škoda Fabia Mk1

1999

46

Škoda Fabia Combi

2001

47

Škoda Fabia Sedan

2001

48

Škoda Fabia Junior

2001

49

Škoda Fabia Praktik

2001

50

Skoda Octavia 1,9 TDi Ambiente

2001

51

Škoda Superb

2001

52

Skoda Superb I

2002

53

Škoda Tudor

2002

54

Škoda Fabia RS

2003

55

Skoda Octavia 1,6 Ambiente

2004

56

Škoda Octavia Combi

2004

57

Škoda Octavia II

2004

58

Škoda Roomster

2006

59

Škoda Fabia Mk2

2007

60

Škoda Octavia Scout

2007

61

Skoda Superb II

2008

62

Škoda Yeti

2009

63

Škoda Fabia New

2009

64

Škoda Octavia Tour

2010

65

Škoda Octavia A5

2010

67

Škoda Citigo

2011

68

Škoda Rapid

2011

69

Škoda Fabia Monte Carlo

2012

70

Škoda TriHyBus

2012

71

Škoda Octavia III

2013

И, надо сказать, список моделей впечатляет! Если учесть годы, на протяжении которых фирма не выпускала автомобильную, а только боевую технику ( первая и вторая мировые войны ), список выглядит более чем внушительно. Разнообразие моделей, выпущенных концерном Škoda, является одним из самых главных его достижений, как и достижений чешской автомобильной промышленности в целом.

География производства автомобилей Škoda довольно разнообразна.

В Чехии, кроме Млада-Болеслава, заводы по производству автомобилей Škoda расположены в городах Врхлаби и Квасины.

В ряде стран Европы расположены сборочные заводы:

а) Украина – Чоп;

б) Россия – Калуга, Нижний Новгород;

в) Казахстан – Усть-Каменногорск;

г) Босния и Герцеговина – Сараево;

д) Китай – Шанхай;

е) Индия – Чакан.

В этих городах и странах собираются автомобили Škoda последних марок.

По типу кузова автомобили Škoda делятся на:

а) седаны;

б) универсалы;

в) пикапы;

г) фургоны;

д) хетчбеки;

е) лифтбеки;

ж) мини-кроссоверы;

з) субкомпактные автомобили;

и) кроссоверы.

Автомобили этой марки завоевали большую популярность среди автолюбителей России и СНГ, а также других стран Западной Европы.