FIAT – это модельный ряд автомобилей итальянского концерна FIAT Group. Итальянское название компании — Fabrica Italiana Automobili Torino (сокр. –FIAT). Штаб-квартира концерна находится в Турине (Италия). В настоящее время концерн выпускает легковые и спортивные автомобили, грузовики, а также сельскохозяйственную технику.
История концерна начинается с 1899 года, когда итальянский промышленник Джованни Аньелли основал фирму по сборке автомобилей по лицензии французской автомобильной фирмы «Рено». В те годы правительство Италии сделало существенные шаги в своей экономической политике, облегчив жизнь многочисленным итальянским промышленникам и предпринимателям. Особенно благоприятная обстановка сложилась после отмены в 1903 году больших импортных пошлин на импортную сталь, благодаря чему она подешевела почти в два раза, что дало толчок к развитию машиностроительной отрасли страны. Эта благоприятная перемена позитивно отразилась и на только что созданной фирме «Fiat».
Вскоре сразу же после создания фирмы Аньелли создал и запустил в серию первый итальянский автомобиль – Fiat 3,5. С этой машины и началась славная история итальянского автомобилестроения. После успеха с автомобилем Аньелли открывает свой собственный завод. Произошло это в 1900 году. Fiat3,5 запускается в серийное производство.
Сам завод поначалу был очень маленьким – он состоял всего лишь из 35 работников.
Через три года компания получила свою первую прибыль, а перед Первой мировой войной прочно заняла место в тройке самых преуспевающих фирм Италии.
Автомобили Fiat в те времена стоили немалых денег и в основном были рассчитаны на состоятельных покупателей.
В 1909 году Турин, где находился основной завод концерна, посещает сам Генри Форд. Именно у Форда Джованни Аньелли перенял одно из самых прогрессивных новшеств в мировом автомобилестроении – он первым в Европе поставил на заводе автоматический конвейер по сборке автомобилей.
Концерн первым из всех европейских автомобильных концернов построил ещё один завод на территории другой страны – в США в начале 1909 года. Таким образом, знакомство с итальянскими автомобилями состоялось и за океаном.
Первая мировая война заставила руководство концерна переключиться на выпуск военной техники. Концерн выпускал лёгкие танки Fiat-3000. Более того, был освоен и выпуск лёгких самолётов-бипланов.
Руководство концерна постоянно наращивало свои производственные мощности и увеличивало свои финансовые активы, поглощая или скупая акции мелких итальянских фирм. Всё это привело к тому, что уже после первой мировой войны Fiat превратился в один из самых авторитетных автомобильных концернов на европейском рынке.
Вторая половина двадцатых годов прошлого века ознаменовалась приходом в Европу тяжёлого экономического и финансового кризиса. Это не могло не отразиться на состоянии корпорации и производство автомобилей в 1925-1930 гг. было почти прекращено из-за нерентабельности – состоятельных людей становилось всё меньше и спрос на дорогие автомобили был небольшим. Аньелли понял, что надо менять тактику. Необходимо разработать автомобиль, который был бы относительно недорогим по стоимости, чтобы его смогли приобрести большое количество людей с невысокими доходами. И тогда запускать такой автомобиль в большую серию. Аньелли так и сделал. Производственные мощности концерна были переориентированы на выпуск недорогих и массовых автомобилей, которые сходили с конвейера в большом количестве. Так руководству концерна удалось пройти через экономический и финансовый кризис с небольшими потерями, а по выходе с кризиса резко увеличить производство автомобилей и снова занять лидирующие места в Европе среди автопроизводителей.
Вторая мировая война принесла руководству Fiat новые проблемы. В стране установилась фашистская диктатура во главе с лидером итальянских фашистов Бенито Муссолини. Производство автомобилей было вновь резко сокращено, а завод был переориентирован на выпуск вспомогательной техники для нужд итальянской армии, участвовавшей в войне на стороне гитлеровской Германии.
Вскоре после окончания войны основатель концерна – Джованни Аньели умер в возрасте 79 лет и президентом компании стал Витторио Валетта.
Во время войны заводы Fiat были разрушены, и производство автомобилей было налажено в 1948 году благодаря американским субсидиям.
Через 10 лет после окончания войны компании удалось выйти на довоенный уровень производства автомобилей, а спустя ещё несколько лет значительно увеличить его и занять одно из лидирующих мест по производству автомобилей в мире.
Теперь переходим к модельному ряду Fiat. В таблицу не включены концепт-кары и автомобили, не запущенные в серийное производство.
-
№ п/п
Марка
Год появления модели
1
Fiat 3,5 НР 1899
2
Fiat 6 НР 1900
3
Fiat 8 НР 1900
4
Fiat 10 НР 1900
5
Fiat 12 НР 1901
6
Fiat 16-20 НР 1901
7
Fiat 16-24 НР 1901
8
Fiat 24-32 НР 1903
9
Fiat 60 НР 1903
10
Fiat Brevetti 1905
11
Fiat 24-40 НР 1906
12
Fiat 28-40 НР 1907
13
Fiat 35-45 НР 1907
14
Fiat 50 НР 1907 15
Fiat 18-24 НР 1908
16
Fiat 1 1908
17
Fiat Brevetti2 1908
18
Fiat 15-25 HP 1908
19
Fiat 20-30 HP 1908
20
Fiat 2 1910
21
Fiat 3 1910
22
Fiat 4 1910
23
Fiat 5 1910
24
Fiat 6 1910
25
Fiat 1А 1912
26
Fiat Zero 1912
27
Fiat 2B 1912
28
Fiat 3А 1912
29
Fiat 3Ter 1912
30
Fiat 70 1916
31
Fiat 501 1919
32
Fiat 501 S 1919
33
Fiat 502 1919
34
Fiat 503 1919
35
Fiat 505 1919
36
Fiat 510 1920
37
Fiat 520 «Superfiat» 1922
38
Fiat 519 1924
39
Fiat 519 S 1924
40
Fiat 509 1925
41
Fiat 509 S 1925
42
Fiat 507 1926
43
Fiat 520 1926
44
Fiat 512 1926
45
Fiat 521 1926
46
Fiat 525 1928
47
Fiat 525 S 1928
48
Fiat 514 1929
49
Fiat 515 1929
50
Fiat 518 1931
51
Fiat 522 1931
52
Fiat 524 1931
53
Fiat 508 (Balilla) 1932
54
Fiat 518 Ardita 1933
55
Fiat 527 1934
56
Fiat 1500 1935
57
Fiat 500А 1936
58
Fiat 500 Topolino 1936
59
Fiat 500В (Topolino) 1937
60
Fiat Balilla 1100 A 1937
61
Fiat Balilla 1100 B 1937 62
Fiat 2800 1938
63
Fiat 1100 Balilla 1939
64
Fiat 1400 1950
65
Fiat Campagnola 1951
66
Fiat 1900 1952
67
Fiat 8V 1952
68
Fiat 1100 1953
69
Fiat 1200 1953
70
Fiat 600 1955
71
Fiat Trasformabile 1955
72
Fiat 600 Multipla 1956
73
Fiat 500
1957
74
Fiat 1800 1959
75
Fiat 600 T 1960
76
Fiat 1100 BLR 1960 77
Fiat 1100 ELR 1960 78
Fiat 1100 I 1960 79
Fiat 1100 T 1960 80
Fiat Campagnola (1101) 1960
81
Fiat 1300 1961
82
Fiat 2100 1961
83
Fiat 2300 1961
84
Fiat 850 1964
85
Fiat 850 Familiale 1965
86
Fiat 241 1965
87
Fiat 850 Spider 1965
88
Fiat Dino 1966
89
Fiat 124 1967
90
Fiat 125 1967
91
Fiat 124 Coupé 1967
92
Fiat 130 1968
93
Fiat 124 Sport Spider 1968
94
Fiat 128 1969
95
Fiat 850 T 1970
96
Fiat 238 1970
97
Fiat 127 1971
98
Fiat 126 1972
99
Fiat 132 1972
100
Fiat X1/9 1972
101
Fiat 133 1974
102
Fiat 131 1974
103
Fiat 242 1974
104
Fiat Campagnola (1107) 1974
105
Fiat 900 T 1975
106
Fiat Fiorino I 1977
107
Fiat Ritmo 1978
108
Fiat Daily* 1979
109
Fiat Panda 1980
110
Fiat Panda I 1980
111
Fiat Ducato I 1981
112
Fiat Argenta 1981
113
Fiat Uno 1983
114
Fiat Regata 1984
115
Fiat Fiorino II 1984
116
Fiat Croma I 1985
117
Fiat Tipo 1988
118
Fiat Tempra 1990
119
Fiat Cinquecento 1991
120
Fiat Punto I 1993
121
Fiat Ducato II 1993
122
Fiat Coupé 1994
123
Fiat Bravo 1995
124
Fiat Brava 1995
125
Fiat Barchetta 1995
126
Fiat Ulysse I 1995
127
Fiat Marea 1996
128
Fiat Scudo I 1996
129
Fiat Multipla 1998
130
Fiat Seicento 1998
131
Fiat Punto II 1999
132
Fiat Strada 2000
133
Fiat Doblò I 2001
134
Fiat Stilo 2001
135
Fiat Albea 2002
136
Fiat Ulysse II 2002
137
Fiat Panda II 2003
138
Fiat Idea 2003
139
Fiat Barchetta 2003
140
Fiat Grande Punto 2005
141
Fiat Croma II 2005
142
Fiat Sedici 2006
143
Fiat 500 (2007) 2007
144
Fiat Bravo II 2007
145
Fiat Linea 2007
146
Fiat Fiorino III 2007
147
Fiat Ducato III 2007
148
Fiat Scudo II 2007
149
Fiat Doblò II 2009
150
Fiat Punto Evo 2010
151
Fiat Freemont 2011
152
Fiat Panda III 2012
153
Fiat Grande Punto 2012
154
Fiat 500L 2012
155
Fiat 500X 2013
155 моделей! И это с учётом того, что практически 11 лет, с 1939 по 1950 год, компания фактически ничего не производила и не разрабатывала! Этот солидный послужной список концерна есть, пожалуй, самым главным достижением итальянского автомобилестроения, да и мирового в целом.
Теперь, по традиции, рассмотрим, на какие классы делятся автомобили концерна Fiat.
Итак, в компании принято следующее деление своих автомобилей на классы:
а) городские автомобили;
б) компактные автомобили;
в) семейные автомобили;
г) полноразмерные автомобили;
д) средние автомобили;
е) автомобили класса люкс;
ж) спортивные автомобили;
з) субкомпактвэны;
и) внедорожники;
к) бизнес-класс;
л) купе;
м) родстеры;
н) коммерческие автомобили;
о) фургоны;
п) минивэны;
р) класс супермини;
с) малые семейные автомобили;
т) миникроссоверы;
у) среднеразмерные кроссоверы;
ф) микроавтобусы;
х) пикапы;
Fiat сотрудничает с многими ведущими мировыми автомобильными концернами. Нельзя не упомянуть, что это первый в истории концерн, который начал сотрудничать с бывшим СССР. Именно специалисты Fiat, невзирая на различные политические убеждения, первыми в истории помогли стране развитого социализма начать массовое автомобильное производство. Именно модель Fiat124 была почти полностью скопирована советскими инженерами Волжского автомобильного завода и запущена в производство под маркой ВАЗ-2101 «Жигули».
И сейчас концерн ведёт широкое сотрудничество с Россией. На заводе КАМАЗ в Набережных Челнах налажено производство грузовых фургонов Fiat Doblò II.
Итальянские автомобилестроители внесли свой неоспоримый вклад в развитие мирового автомобилестроения. Как и немецкому концерну Volkswagen, им удалось добиться паритета в сегменте «цена – качество» и заполнить рынок относительно недорогими и хорошими по качеству автомобилями для покупателей из разных социальных групп населения.