ŠKODA – это модельный ряд автомобилей чешского концерна Škoda Auto. На сегодняшний день компания выпускает легковые и грузовые автомобили, автобусы, авиационные двигатели и машины для сельского хозяйства. Штаб-квартира компании находится в городе Млада-Болеслав (Чехия).
История фирмы началась в 1895 году, когда два молодых чешских предпринимателя Вацлав Клемент и Вацлав Лаурин решили поставить на велосипед мотор. Доработав немного конструкцию велосипеда, они получили мотоцикл! Laurin&Klement – так называлась фирма предшественник знаменитого концерна Škoda. Через три года мотоцикл был поставлен на конвейер и запущен в серийное производство. Этот байк имел по тем временам сумасшедшую скорость – 40 км/час! Во всяком случае, мотоцикл был способен ехать быстрее скачущей лошади.
Воодушевлённые успехом, Вацлав Клемент и Вацлав Лаурин стали задумываться о разработке собственного автомобиля. И в 1905 году они представили на обзор публике своё первое творение — L&K Voiturette. Эти автомобили собирались в двух комплектациях – они были двухместными и четырёхместными. Первым серьёзным испытанием для этих машин были гонки в австрийском городке Семмеринг. И они одержали там уверенную победу. С этого момента можно уверенно говорить, что в Чехии родилось своё отечественное автомобилестроение.
С этого времени началось развитие фирмы как автомобильного концерна. В Млада-Болеславе в 1907 году был построен первый в Чехии автомобильный завод. Вскоре с конвейера сошла более прогрессивная по тем временам модель автомобиля – Faeton. Успех модели превзошёл все ожидания, и сто автомобилей были заказаны бургомистром Вены в качестве такси. Это была первая серьёзная коммерческая сделка чешской автомобильной фирмы с иностранным партнёром.
Первая мировая война внесла свои коррективы и руководство фирмы переориентировало производство на военный лад. С конвейера стала сходить военная продукция.
После войны в странах, участвовавшей в ней, начался экономический кризис и руководители концерна стали искать более мощных финансовых спонсоров, чтобы удержать производство и расширить его. Этим спонсором оказался крупный промышленный концерн «Шкода-Пльзень». В 1925 году Laurin&Klement вошла в состав «Шкода-Пльзень» и с этого периода начинается история автомобилей Škoda. Марка автомобилей была названа в честь основателя концерна «Шкода-Пльзень» — Эмиля Шкоды.
Первая Škoda – модель Škoda 430 была выпущена в 1929 году. Голова индейца стала фирменным логотипом автомобилей Škoda и не изменилась и в настоящее время.
В период между двумя мировыми войнами молодой концерн динамично развивался, дела корпорации шли в гору.
Вторая мировая война нанесла большой урон финансовому благополучию компании. Чехия была оккупирована гитлеровцами и на автомобильном заводе в Млада-Болеславе стали производить военную технику для нужд вермахта.
После войны в экономике Чехии произошла национализация – страна стала социалистической, завод перешёл в собственность государства. Возобновился выпуск гражданских автомобилей, устойчивый рост и спрос на автомобили наблюдался примерно до середины шестидесятых годов.
В семидесятых годах стала ощущаться нехватка квалифицированного персонала, отечественные, чешские технологии производства автомобилей стали всё более отставать от западных, причём с течением времени этот разрыв увеличивался – страна была недоступной для внедрения передовых западных технологий в производстве, и, в частности, в автомобилестроении.
Ситуация оставалась критической вплоть до конца восьмидесятых годов. И только с падением в Чехословакии коммунистического режима наметились сдвиги в росте производства и внедрении научно-технических новшеств на заводах концерна.
Технологический прорыв был осуществлён с выпуском модели Škoda Favorit, которая стала пользоваться спросом и на рынке других стран Западной Европы. А после падения коммунистического режима руководство компании всерьёз заговорило об западных инвестициях в чешский концерн.
Судьбоносное решение было принято в начале девяностых годов, когда Škoda вошла в состав немецкого автомобильного концерна Volkswagen Group. На заводах была произведена комплексная модернизация производства по ведущим западноевропейским стандартам.
Результатом сотрудничества стал выпуск престижных моделей последних марок, которые наравне конкурируют с автомобилями ведущих мировых автопроизводителей — Škoda Felicia, Skoda Octavia, Škoda Fabia, Skoda Superb.
В настоящее время Skoda является одним из лучших европейских автомобильных концернов, который снискал себе славу благодаря добротным и относительно недорогим по цене автомобилям.
Пришло время рассмотреть и весь модельный ряд концерна. В список не включены концепт-кары и автомобили, не запущенные в серийное производство.
№ п/п |
Марка |
Год появления модели |
1 |
Voiturette A |
1899 |
2 |
Faeton |
1907 |
3 |
Škoda 430 |
1929 |
4 |
Skoda 6 R |
1929 |
5 |
Škoda Superb 3000 |
1938 |
6 |
Škoda 706 RO |
1947 |
7 |
Škoda Spartak |
1953 |
8 |
Škoda 440 |
1954 |
9 |
Škoda 445 |
1955 |
10 |
Škoda 450 |
1956 |
11 |
Škoda 706 RTO |
1958 |
12 |
Škoda 1202 |
1961 |
13 |
Škoda 1000 MB |
1964 |
14 |
Škoda 1100 MB |
1967 |
15 |
Škoda 1203 |
1968 |
16 |
Škoda 100 |
1969 |
17 |
Škoda 110R |
1970 |
18 |
Škoda 1100 GT |
1970 |
19 |
Škoda 120S Rallye |
1971 |
20 |
Škoda S110 |
1972 |
21 |
Škoda S100 |
1973 |
22 |
Škoda 110R Coupé |
1973 |
23 |
Škoda 105 |
1976 |
24 |
Škoda 105S |
1976 |
25 |
Škoda 130 RS |
1977 |
26 |
Škoda 110 L |
1979 |
27 |
Škoda Garde |
1981 |
28 |
Škoda 120 |
1982 |
29 |
Škoda 120L |
1984 |
30 |
Škoda 130 |
1984 |
31 |
Skoda Truck Š706 |
1984 |
32 |
Škoda Forman |
1987 |
33 |
Škoda Favorit |
1987 |
34 |
Škoda 135 |
1987 |
35 |
Škoda 125 |
1988 |
36 |
Škoda 136 |
1988 |
37 |
Škoda Felicia |
1994 |
38 |
Škoda Felicia Combi |
1994 |
39 |
Škoda Felicia Fun |
1994 |
40 |
Škoda Felicia VanPlus |
1994 |
41 |
Škoda Felicia GLI 1.9D |
1995 |
42 |
Škoda 21Ab |
1995 |
43 |
Skoda Octavia I |
1996 |
44 |
Škoda Felicia Face Lift |
1998 |
45 |
Škoda Fabia Mk1 |
1999 |
46 |
Škoda Fabia Combi |
2001 |
47 |
Škoda Fabia Sedan |
2001 |
48 |
Škoda Fabia Junior |
2001 |
49 |
Škoda Fabia Praktik |
2001 |
50 |
Skoda Octavia 1,9 TDi Ambiente |
2001 |
51 |
Škoda Superb |
2001 |
52 |
Skoda Superb I |
2002 |
53 |
Škoda Tudor |
2002 |
54 |
Škoda Fabia RS |
2003 |
55 |
Skoda Octavia 1,6 Ambiente |
2004 |
56 |
Škoda Octavia Combi |
2004 |
57 |
Škoda Octavia II |
2004 |
58 |
Škoda Roomster |
2006 |
59 |
Škoda Fabia Mk2 |
2007 |
60 |
Škoda Octavia Scout |
2007 |
61 |
Skoda Superb II |
2008 |
62 |
Škoda Yeti |
2009 |
63 |
Škoda Fabia New |
2009 |
64 |
Škoda Octavia Tour |
2010 |
65 |
Škoda Octavia A5 |
2010 |
67 |
Škoda Citigo |
2011 |
68 |
Škoda Rapid |
2011 |
69 |
Škoda Fabia Monte Carlo |
2012 |
70 |
Škoda TriHyBus |
2012 |
71 |
Škoda Octavia III |
2013 |
И, надо сказать, список моделей впечатляет! Если учесть годы, на протяжении которых фирма не выпускала автомобильную, а только боевую технику ( первая и вторая мировые войны ), список выглядит более чем внушительно. Разнообразие моделей, выпущенных концерном Škoda, является одним из самых главных его достижений, как и достижений чешской автомобильной промышленности в целом.
География производства автомобилей Škoda довольно разнообразна.
В Чехии, кроме Млада-Болеслава, заводы по производству автомобилей Škoda расположены в городах Врхлаби и Квасины.
В ряде стран Европы расположены сборочные заводы:
а) Украина – Чоп;
б) Россия – Калуга, Нижний Новгород;
в) Казахстан – Усть-Каменногорск;
г) Босния и Герцеговина – Сараево;
д) Китай – Шанхай;
е) Индия – Чакан.
В этих городах и странах собираются автомобили Škoda последних марок.
По типу кузова автомобили Škoda делятся на:
а) седаны;
б) универсалы;
в) пикапы;
г) фургоны;
д) хетчбеки;
е) лифтбеки;
ж) мини-кроссоверы;
з) субкомпактные автомобили;
и) кроссоверы.
Автомобили этой марки завоевали большую популярность среди автолюбителей России и СНГ, а также других стран Западной Европы.