LADA – это модельный ряд автомобилей ОАО «АвтоВАЗ» (Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ»). Это самая распространённая марка легковых автомобилей в СНГ, а ОАО «АвтоВАЗ» по праву считается крупнейшим производителем малолитражных легковых автомобилей в России.
Начнём свой обзор с истории возникновения крупнейшего российского автомобильного концерна.
В далёком 1966 году Советское правительство приняло решение о разработке и внедрении в массовое производство легковых малолитражных автомобилей. На анализ тогдашнему Политбюро ЦК КПСС были поданы сведения о 54 строительных площадках, которые были заложены под автомобильный завод. После глубокого анализа всех возможных будуших мест расположения о стройке завода по производству автомобилей в городе Тольятти Самарской области. Вопросы подготовки технического проекта и документации на завод были отданы на разработку итальянскому концерну «Fiat». 15 августа 1966 года между Министерством автомобильной промышленности СССР и главой концерна«Fiat» был подписан исторический договор, положивший началу строительства Волжского автомобильного завода. Вскоре стройка завода была объявлена комсомольской – тысячи молодых людей со всего СССР ехали в Тольятти на стройку.
В 1969 году ВАЗ начал работу.
19 апреля 1970 года — особенный день в истории ВАЗа. В этот день на заводе были собраны и выпущены первые шесть моделей «Жигулей» — ВАЗ-2101. В народе этот автомобиль окрестили «копейкой». «Жигули» почти полностью являются копией итальянской модели Fiat 124, лишь опытные знатоки автомобилей могли различить эти два автомобиля.
Главное достижение концерна ОАО «АвтоВАЗ» – его внушительный модельный ряд, который он освоил при производстве автомобилей за 43 года своей деятельности.
Завод специализируется только на выпуске легковых автомобилей.
Перечислим все автомобили, которые выпускал, выпускает и планирует в будущем выпускать завод:
№ п/п |
Марка |
Годы выпуска |
1 |
Жигули 2101 |
1970-1988 |
2 |
Жигули 2102 |
1972-1985 |
3 |
Жигули 2103 |
1972-1984 |
4 |
Жигули /Лада 2104 |
1984-2012 |
5 |
Жигули /Лада 2105 |
1980-2010 |
6 |
Жигули 2106 |
1976-2004 |
7 |
Жигули /Лада 2107 |
1982-2012 |
8 |
Лада Спутник/Самара I (2108) |
1984-2003 |
9 |
Лада Спутник/Самара I (2109) |
1987-2004 |
10 |
Лада Спутник/Самара I (21099) |
1990-2004 |
11 |
Лада 110 (2110) |
1996-2007 |
12 |
Лада 111 (2111) |
1998-2009 |
13 |
Лада 112 (2112) |
1999-2008 |
14 |
Лада Самара II 3-х дверный хетчбек (2113) |
2005-по настоящее время |
15 |
Лада Самара II 5-ти дверный хетчбек (2114) |
2001-по настоящее время |
16 |
Лада Самара II седан (2115) |
1997-2012 |
17 |
Ока (1111) |
1988-1994 |
18 |
Лада Калина I универсал (1117) |
2007-2013 |
19 |
Лада Калина I седан (1118) |
2004-2012 |
20 |
Лада Калина I хетчбек (1119) |
2006-2013 |
21 |
Лада Калина I Спорт (11198) |
2008-по настоящее время |
22 |
Лада EL Lada |
2013-по настоящее время |
23 |
Лада Калина II универсал (2194) |
2013-по настоящее время |
24 |
Лада Калина II хетчбек (2192) |
2013-по настоящее время |
25 |
Лада Приора седан (2170) |
2007-по настоящее время |
26 |
Лада Приора универсал (2171) |
2009-по настоящее время |
27 |
Лада Приора хетчбек (2172) |
2008-по настоящее время |
28 |
Лада Приора купе (21728) |
2010-по настоящее время |
29 |
Лада Приора Премьер (21708) |
2009-по настоящее время |
30 |
Лада Надежда (2120) |
1998-2006 |
31 |
Жигули/Лада Нива/ 4×4 3-х дверная (2121) |
1977-по настоящее время |
32 |
Лада Нива/ 4×4 5-ти дверная (2131) |
1993-по настоящее время |
33 |
Лада Нива II (2123) |
1998-2003 |
34 |
Chevrolet Niva (21236) |
2002-по настоящее время |
35 |
Лада Гранта седан (2190) |
2011-по настоящее время |
36 |
Лада Гранта хетчбек (планируется) |
выпуск планируется с 2015 года |
37 |
Лада Ларгус |
2012-по настоящее время |
Как видно из таблицы, заводу есть чем похвастаться. 37 марок автомобилей, которые завод освоил!
Рекордсменом по продолжительности выпуска является легендарный вездеход Жигули/Лада Нива/ 4×4 3-х дверная (2121) – почти 36 лет на конвейере!
Аутсайдером (и самой неудачной моделью) признана Лада Нива II (2123) — эта модель не пользовалась спросом на рынке и поэтому была снята с производства.
Кроме Нивы, есть ещё две модели, которые не прижились на наших дорогах – это Ока (1111) и Лада Калина I хетчбек (1119) — по шесть и семь лет на конвейере соответственно. В любом модельном ряду любого производителя есть модели, котрые считаются удачными и модели, которые не нашли широкого спроса, и это естественная картина даже для ведущих автомобильных брендов.
Если проанализировать хронологию создания и выпуска автомобилей, то все автомобили можно разделить на несколько серий
-
Серия «Классика» (семейство «Жигули»)
Это модели заднеприводные с карбюраторными двигателями (Жигули ВАЗ 2101 – 2107).
-
Серия «Самара 1» (Спутник)
Первая серия переднеприводных автомобилей с карбюраторным двигателем
( ВАЗ-2108-21099)
-
Серия «Самара 2»
Эта первая серия автомобилей, у которых инжекторный двигатель. Выпуск автомобилей с инжекторным двигателем стал настоящей революцией в российском автомобилестроении.
Модели: ВАЗ-2113,ВАЗ-2115
-
Серия «110»
Модели Lada 110 – 112 Coupe
5) Серия «Надежда». Здесь только две модели: ВАЗ-2120 и ВАЗ-21204. Обе модели имеют кузов минивэн.
6) Серия «Калина»
(ВАЗ-1117 – 1119)
7) Серия «Приора»
Наиболее прогрессивная серия. Автомобили этой серии в недалёком будущем смогут конкурировать с ведущими автомобилями Европы и мира.
Приведу ещё один интересный и смешной факт. «Копейка» — не единственное прозвище автомобилей Волжского автозавода.
Две модели – ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 имеют в народе прозвище «зубило», так как их кузов очень по форме напоминает этот инструмент.
И, напоследок, несколько слов о сотрудничестве ОАО «АвтоВАЗ» с ведущими автомобильными концернами Европы. Главный партнёр, с которым концерн поддерживает деловые отношения – это Renault («Рено»). Именно двигатели от «Рено» стоят на моделях серии «Самара». Именно представители этой фирмы помогли АвтоВАзу создать новую технологичную линию для сборки новых прогрессивных моделей автомобилей. Вторая фирма, с которой сотрудничает АвтоВАЗ – тоже французская, Chevrolet («Шевроле»). С партнёрами их этого концерна ведётся активная работа по созданию и усовершенствованию российских внедорожников Нива. Кроме того, скоро будет налажена линия по сборки автомобилей Nissan. Представители этого японского автомобильного концерна профинансировали создание конвейерной линии по сборке этих моделей автомобилей.
У ведущего российского автомобильного концерна большое будущее – он динамично развивается, осваиваются новые марки автомобилей, качество неуклонно растёт, а это значит, что слава российского автомобилестроения ещё впереди!